«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника

Елена Тимофеева — талантливый московский fashion-фотограф. Её яркие и неординарные снимки вы наверняка запомните надолго, а в качестве бонуса ещё и сохраните их на свои девайсы как пример для подражания. Кстати, работы Лены вы сможете увидеть во многих журналах, а том числе в KALTBLUT Magazine, Cabinet de l’Art, MuaClub, Shuba Magazine, Féroce Magazine и Picton.

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

«Пытливый ум жаждал фундаментальных знаний»

— Я снимаю около десяти лет, но до этого очень долго не рассматривала фотографию как свою профессиональную деятельность. Это было просто хобби, как и у многих. Когда я окончила университет, у меня был парень — классный дизайнер и фотограф. Ну, по крайней мере, тогда мне казалось именно так. Я не придумала ничего умнее, чем тоже купить себе точно такой же фотоаппарат. Какое-то время он просто лежал без дела.

То, что называют громким словом «карьера», началось около четырех лет назад, когда я увлеклась концертной фотографией. Появилось гораздо больше ответственности за то, что я делаю, и за свое имя. С тех пор все и завертелось. До fashion-а простому репортажнику тогда еще было очень далеко, но, мне кажется, желание снимать арт родилось где-то внутри именно тогда.

Что касается обработки, то по первой профессии я web-дизайнер, причем самоучка. Фотошоплю лет с пятнадцати, с «Лайтрумом» тоже не возникло особого труда разобраться, да и весь пакет Adobe мне интуитивно понятен, работала в большинстве программ.

С творческим становлением все было гораздо сложнее. Какое-то время спустя, после внимательного прочтения инструкции к фотоаппарату, я уже спокойно снимала в режиме М. Но пытливый ум жаждал фундаментальных знаний, и я пошла учиться в одну московскую академию, которая на тот момент больше всего была на слуху. Там преподавали по классике: как хорошо и как плохо, как надо и как не надо. Если выучил правило третей — молодец, пятерка тебе, снял портрет на ширик — в топку твое творчество. Ни о каких мудбордах и моде там никто даже близко не знал. Наверно, в тот момент и возникли все эти шаблоны в моей голове. Очень хотелось получать пятёрки как в школе, чтобы было красиво, правильно, и всем нравилось! В один прекрасный момент я поняла, что сама загнала себя в ловушку стереотипов. Избавлялась от них на курсе fashion-фотографии в PHOTOPLAY. Видимо, достаточно успешно, раз у меня берут это интервью.

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

«Fashion — это не когда кто-то на выходных на последние деньги решил поиграть в Вог»

— В университете я училась на факультете рекламы, но по профессии никогда не работала. Однако эти знания помогают мне по жизни: в дизайне, фотографии, самопрезентации и коммуникации. Так вот, fashion-фотография — это не искусство ради искусства. Это фотография, которая имеет цель понравиться определенной целевой аудитории, визуализировать или даже создать новый образ жизни и в итоге продать: одежду, обувь, аксессуары или классную тушь для ресниц. Fashion — это не когда кто-то на выходные на последние деньги решил поиграть в Вог. Это бизнес, ТЗ, дедлайны, сметы и ответственность.

Как научиться fashion-фотографии? Можно меня, например, послушать. И, как минимум, любить современное искусство, интересоваться модой и ее историей. Я очень советую больше смотреть, но не инстаграм соседки Маши, которая классно снимает своих подружек, а работы современных мастеров, которые на три головы вас выше. Чтобы быстрее расти, постарайтесь оградить себя от визуального мусора.

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

Старт в fashion невозможен, если вы искренне считаете, что фотографический портрет призван отображать подлинную душу и психологию человека. И при этом будто бы не важно, что одежда на нем плохо сидит и не сочетается с локацией. Постоянно попадаются во Вконтакте такие фотосессии: и фотограф видно старался, и модель тоже ничего, без топорных поз и тигрицу не включает, визажист даже неплохо поработал, но что же у вас, ребята, одежда такая колхозная? Про стиль заранее никто не подумал, поэтому все старания насмарку. Я от таких авторов сразу отписываюсь, глаза берегу.

Fashion не про глубину личности модели. Вы лишь можете настроить ее на определенный, заранее продуманный в мудборде, согласованный и утвержденный заказчиком, образ. Забудьте, что вы просто фотограф, который ловит момент. Вы и арт-директор, и стилист, и хореограф, и художник по свету в одном лице. Безусловно, вы все это частично делегируете членам своей команды, но и их контролировать обязаны.

Если вам классические художники гораздо ближе, чем авангард и постмодернизм, то, вполне возможно, не стоит насиловать себя модными съемками в духе современного искусства. Ваш мир уже никогда не будет прежним.

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

Кроме модных съемок я продолжаю снимать концерты, почти четыре года я фотограф Russian Synth Community. До сих пор нравится вся эта движуха, общение с группами и фанатами, эмоции, живая музыка и красивый свет. Еще очень долго занималась предметной съемкой, которая тоже может быть очень концептуальной — за такое с удовольствием берусь, получается модно. Сейчас даже начали готовить кое-что интересное на тему ювелирных украшений с сет-дизайнером из моей команды.

А на днях, по большому секрету расскажу, вообще было венчание, но по понятным причинам эти кадры я не выложу ни в творческое портфолио, ни в инстаграм. Контент нужно строго фильтровать в зависимости от того, какой вы создаете себе имидж. Конечно, мне по-человечески приятно, что люди могут доверить мне самое личное и дорогое, но я не семейный, не свадебный и не детский фотограф. Стратегия — это даже не выбор того, чем вы будете заниматься. Стратегия — это, в первую очередь, понимание пути, по которому вы уже никогда не пойдете.

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

«Дилетанта не спасет даже 4-й Марк»

— Последние полгода я фотографирую на 4-й Марк, но много старого, что не стыдно показать, снято на Canon 6D. Оптика самая разная, опять же в связи с концертной деятельностью это зумы L-серии с диафрагмой 2.8. Когда я готовлю новый творческий проект, то всегда продумываю, на что буду его снимать. Любимые объективы тоже меняются. Одно время мне очень нравился фишай, а сейчас фаворит — Canon 50 mm 1.2, тоже L-ка. Не так давно у меня вошло в практику брать объективы в аренду. Это недорого, и можно протестировать кучу техники без необходимости покупки.

Вообще считаю, что техника — далеко не самое важное. Если у вас классный стиль, хороший вкус, вы ответственно подходите к вопросам препродакшна, а также виртуозно работаете с моделью, то кадры априори будут крутыми. Не даром у членов моей команды всегда получаются потрясающие беки на айфон. Еще ассистенты любят подснять на пленку, и это вообще отдельная магия.

Дилетанта не спасет даже 4-й Марк, но, безусловно, если вы душой, телом и кошельком вкладываетесь в свои крутые проекты, или делаете съемку для заказчика, будет очень жаль, если фотографии не дотянут по качеству только из-за того, что ваша техника уже давно морально устарела. Скилл надо постоянно прокачивать по всем фронтам. Для этого, кстати, совершенно не обязательно продавать почку. Камера у меня новая, а вот объективы я беру на «Авито», параллельно выставляя на продажу то, что мне уже никак не пригодится. Так, например, без малейшего сожаления распрощалась с легендарной 135-кой 2.0. Уж чересчур у него классический рисунок для меня. Не люблю все это боке.

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

«Я чувствую себя настоящим художником»

— Универсального и легкого пути, чтобы выйти на уровень коммерческих заказов, нет. Кто-то просто оказывается в нужное время в нужном месте, а кто-то годами протаптывает себе дорогу. Чем дольше и чем активнее вы вращаетесь в творческом сообществе, вступаете в коллаборации со стилистами, визажистами, сет-дизайнерами, моделями, агентствами, брендами и другими крутыми специалистами из творческой индустрии, тем больше вы будете заметны. Безусловно, надо постоянно придумывать и делать свои проекты, достойные публикации. Только так вы сможете собрать свою dream team, обрести авторский стиль и выйти на коммерческий уровень.

Я чувствую себя настоящим художником! В большинстве случаев работаю в студиях без декораций, передо мной только белая циклорама, чистая, как холст, и я могу нарисовать на ней любую идею. Fashion — это лишь один из инструментов. А еще модные съемки — это всегда командная история. Я готова пушинки сдувать со своих ребят. Они за мной и в огонь, и в воду. Всегда благодарю за креативность и надежную поддержку всех моих сумасбродных идей. Работая с такими людьми, я становлюсь настоящим режиссером и точно знаю, что все непременно получится!

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

«В какой-то момент подумали, что нас хотят побить серьезно настроенные мужики»

— С журналами я начала сотрудничать не так давно, как-то даже в голову не приходило, что проекты можно и нужно публиковать в европейских изданиях! Этим летом история «Mr. Spring» была опубликована в берлинском KALTBLUT Magazine, а авангардный проект «WENDINGEN II» — в московском Cabinet de l’Art. Еще мы вошли в shortlist конкурса мужского макияжа в журнале для beauty-мастеров MuaClub. Это был портрет из «WENDINGEN II».

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

В этом месяце мы попали на обложки сразу двух журналов: съемка «KUKLA» стала cover story октябрьского номера Shuba Magazine, а мистическую историю «The Queen of Spades» напечатали в Féroce Magazine. Этот журнал мне самой очень нравится. Он специализируется на мрачной, нуарной эстетике моды, поэтому я давно хотела снять что-то атмосферное специально для него. И тем приятнее мне видеть свой кадр на обложке Féroce. Еще скоро будут новые публикации в Picton и MuaClub.

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector
«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

Я всегда тщательно готовлю проекты, продумываю детали, не полагаюсь на авось. На наших съемках всегда дружно и весело. Но иногда случаются и впрямь нестандартные ситуации. Историю «Mr. Spring» мы снимали весной в одном московском лесопарке. Еще на этот день пришелся праздник Пасхи. В парке куча народа, все гуляют, веселятся, кое-где даже жарят шашлыки, а у нас модель — полуголый ярко накрашенный парень, лысый, в цветных колготках и в павлопосадском платке. Надо ли пояснять, что это было эпично? В какой-то момент подумали, что нас хотят побить серьезно настроенные мужики, случайно проходившие мимо. Пронесло! С тех пор, если я вдруг волнуюсь перед съемкой, я вспоминаю тот лесопарк и понимаю, что могу все, и мне уже ничего не страшно.

«Это не искусство ради искусства»: Елена Тимофеева о фэшн-съёмках и пути фотохудожника — Школа психологической фотографии Refflector

В России много замечательных фотографов, и fashion не исключение. По логике вещей любой труд должен быть оценен по достоинству. Бывает, видишь крутой проект и думаешь, что, наверно, ребятам за него прилично заплатили. А на самом деле ребята работают TFP за идею, и денег на студию они банально по сусекам по-наскребли.

Я не политолог и не экономист, но ситуация у нас в стране сейчас не самая лучшая не только в области фотографии. У нас объемы производства и потребления сократились, одежды в том числе. Думаете, всем прямо нужны эти лукбуки в таком количестве?

Чтобы творчество было не только ради творчества, приходится жить и творить в условиях жесткой конкуренции. А как вы, коллеги, хотели? Нас с вами никто не заставлял выбирать этот путь и золотые горы не сулил.

И, я, конечно, ни на что не намекаю, но учите английский язык… Так, на всякий случай.

Фото: Елена Тимофеева (@vitadminka)

All an all.#2/2019